"Юный эколог"
Программа занятий
Планирование содержания работы кружка
Перспективный план
Сентябрь
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«Цветы на участке осенью» |
Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь |
Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра |
2 неделя |
«Осень-припасиха» |
Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. |
Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?» Заучивание физ.минутки « Мы капусту рубим..» |
3 неделя |
Что нас лечит от простуды |
Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развить познавательную активность. |
Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. |
4 неделя |
«Доброе, хорошее солнце» |
Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. |
Экспериментирование: «Ладошки» |
Октябрь
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» |
Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок |
Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». |
2 неделя |
«Осеннее дерево» |
Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. |
Нетрадиционная техника рисования: кляксография. |
3 неделя |
«Домашние животные» |
Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. |
Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
4 неделя |
«Дождик, дождик…» |
Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. |
Пальчиковая игра «Дождик» |
Ноябрь
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1неделя |
«Воробьишка» |
Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. |
Подвижная игра «Кто в домике живет?» |
2неделя |
«Синичкин праздник – 12 ноября» |
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. |
Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» |
3неделя |
«Дикие звери зимой» |
Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. |
Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра. |
4неделя |
«Снежинка» |
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. |
Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» |
Декабрь
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«Ёлочка-зелёная иголочка» |
Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а. |
Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
2неделя |
«Плыли по небу тучки» |
Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. |
Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
3неделя |
«Снежный хоровод» |
Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. |
Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» |
4неделя |
«Зимняя красавица - ель» |
Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, |
Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, |
Январь
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1неделя |
«Наблюдение за снегом и льдом» |
Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). |
Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки» |
2неделя |
«Жизнь птиц зимой» |
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. |
Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц |
3неделя |
«Мороз – удивительный художник» |
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. |
Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, |
Февраль
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1неделя |
«Выращиваем лук на окошке» |
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта |
Беседа с элементами труда, экспериментирование |
2неделя |
«Дикие животные в лесу зимой» |
Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. |
Беседа: о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень» |
3неделя |
«Лаборатория добрых дел» |
Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей |
Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
4неделя |
«Наблюдение за сезонными изменениями» |
формировать представления об изменениях в природе; |
Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра |
Март
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1неделя |
«К нам весна шагает быстрыми шагами» |
Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. |
Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» |
2неделя |
«Наши четвероногие друзья – собака» |
Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. |
Наблюдение, подвижные игры |
3 неделя |
«Забота о здоровье» |
Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; |
Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
4неделя |
«Первые цветы в природе» |
Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. |
Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей» |
Апрель
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1неделя |
«Божья коровка» |
Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. |
Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. |
2неделя |
«Жучки» |
Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. |
Загадывание загадок, «Угадай, что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
3неделя |
«Пернатые гости» |
Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. |
Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). Узнай по голосу «Какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» |
4неделя |
«Волшебница весна» |
Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. |
Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов» |
Май
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1неделя |
«Солнышко на травке» |
Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. |
Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». |
2неделя |
«Что такое облака, дождь, гроза?» |
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. |
Наблюдение, |
3неделя |
«Песочные фантазии» |
Расширять кругозор детей: Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей |
Пальчиковая гимнастика , игры с песком, экспериментирование: «почему песок сыплется». |
4неделя |
Экологическая тропа |
Развивать умение наблюдать, |
Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стихотворения «Берегите природу». Подвижная игра: «Раз, два, три к дереву беги» |
Перспективный план средней группы
Сентябрь
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
Смоленская область – наша малая Родина. |
Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. |
1. Рассматривание иллюстраций о нашем крае. 2. Просмотр видеоролика. |
2 неделя |
«Овощи и фрукты» |
Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. |
1. Рассматривание иллюстраций с их изображением. 2. Разгадывание загадок. 3. Игра «Угадай на вкус». |
3 неделя |
«Что растет в нашем лесу? » |
Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам(берѐза, клѐн, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. |
1. Рассказ Лесовичка о лесе (презентация «Деревья»). 2. Рассматривание листьев коры, плодов деревьев. 3. Отгадывание загадок. 4. Игра «Дорисуй листочек». |
4 неделя |
«Зелѐная аптека» |
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
1.Беседа о лекарственных травах. 2. Загадки. 3. Доктор лечит от простуды: «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя». |
Октябрь
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«Вот она какая, осень золотая! » |
Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям. |
1. Чтение пословиц, поговорок и примет. 2. Игра «Найди такой же листочек». 3. Эксперимент «Легкий - тяжелый» |
2 неделя |
«Домашние животные – друзья человека». |
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными(их кормят, лечат, выгуливают). |
1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных. 3. Игра «Кого не стало». |
3 неделя |
«Чудо- ягодка» |
Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах(лечат, имеют запах). |
1. Рассматривание иллюстраций, муляжей. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды». |
4 неделя |
Развлечение «Волшебница-осень! » |
Ноябрь
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«Грибное царство нашего края». |
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы(рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. |
1. Разгадывание загадок о грибах. 2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб». 3. Игра «Собери грибы» |
2 неделя |
«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят… .» |
Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. |
1. Наблюдение за аквариумными рыбками. 2. Кормление рыбок. 3. Игры с водой «Рыбаки». |
3 неделя |
«Мир растений» |
Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. |
1. Рассматривание иллюстраций. 2. Дидактические игры: «Собери букет». «Узнай растение» |
4 неделя |
«В гостях у птиц». |
Продолжить знакомить детей с зимующими и перелѐтными птицами(сорока, ворона, скворец, грач, голубь). |
1. Презентация «Зимующие птицы» 2. Игра «Кто, где живѐт?» 3. Устройство птичьей столовой 4. Наблюдение за птицами на участке 5. Слушание пения птиц (аудио запись) |
Декабрь
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«А снег идет». |
Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха(на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). |
1. Наблюдение «Снег, какой он? » 2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло». 3. Игра «Собери фигурки». |
2 неделя |
«Воздух» |
Учить выявлять свойства воздуха(невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха(воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. |
1. Эксперимент «Что в пакете? » 2. Игры с воздушными шариками и соломинкой. 3. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей. |
3 неделя |
«Путешествие по временам года». |
Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года |
1. Путешествие по временам года. 2. Дидактическая игра «Какое время года? » |
4 неделя |
«Водичка-водичка». |
Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды(вода может быть холодной, тѐплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. |
1. Беседа «Что было бы, если не было воды? 2. Эксперименты по определению свойств воды. 3. Изготовление цветных льдинок. |
Январь
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«Елочка-красавица всем ребятам нравиться». |
Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе |
1. Сравнение живой и искусственной елей. 2. Игры с шишками. 3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка». |
2 неделя |
«Зимушка-зима». |
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. |
1. Беседа «Что нам нравится зимой». 2. Эксперименты с водой. 3. Лепка из снега «Снежный городок»(совместно со взрослыми). 4. Аппликация» Деревья зимой»(коллективная, обрывание полосок). |
3 неделя |
«Кто живет в лесах нашего края? |
Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нѐм диких животных(как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным. |
1. Беседа о зимних изменениях в природе. 2. Игра «Угадай по описанию». 3. Эксперимент «Лед- твердая вода. |
4 неделя |
Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла». |
Февраль
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«Крылатые соседи» |
Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» |
1. Дидактическая игра «Опиши птичку» 2. Игра «Собери из частей» 3. Подвижная игра «Снегири» |
2 неделя |
«Знакомство с лягушкой» |
Познакомить с циклом развития лягушки. |
1. Рассказ о лягушке. 2. Игра «Посели лягушку». 3. Эксперимент «Вода нужна всем». |
3 неделя |
«Посадка лука» |
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. |
1. Беседа о временах года, о посадке лука. 2. Посадка лука. 3. Игра «Сложи картинку». |
4 неделя |
«Зимние явления в неживой природе» |
Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям. |
1. Встреча со снеговиком. 2. Беседа о свойствах снега. 3. Эксперименты со снегом. |
Март
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«Комнатные растения». |
Закрепить названия знакомых растений(бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. |
1. Беседа о строении растения. 2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением-другом) . 3. Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы». |
2 неделя |
«Домашние любимцы». |
Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. |
1. Наблюдение за черепахой. 2. Знакомство со строением черепахи. 3. Эксперимент «Какой бывает вода» |
3 неделя |
«Весна идет! » |
Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. |
1. Разгадывание загадок о весне. 2. Чтение стихотворений о весне. 3. Эксперимент «Таяние снега». |
4 неделя |
«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями». |
Познакомить с новыми растениями (аспидистра, герань). |
1. Встреча с Веснянкой. 2. Беседа об уходе за комнатными растениями. 3. Игра «Живые картинки». |
Апрель
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«Земля- мой дом» |
Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения(деревня, город, страна), о звѐздах. |
1. Беседа « Где я живу» 2. Игра «Кто живѐт на суше, а кто в воде». 3. Беседа о звѐздах 4. Рисование» Звѐздное небо». |
2 неделя |
«Водоемы родного края» |
Сформировать у детей представление о реке Бурея. Дать представление о водоѐмов (пруд, болото, озеро, река, море). |
1. Рассматривание иллюстраций. 2. Беседа о водоемах. 3. Отгадывание загадок |
3 неделя |
«Рыбы наших водоемов». |
Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом. |
1. Беседа о рыбах. 2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы». 3. Игра «Рыбная ловля» |
4 неделя |
Развлечение «Весна-красна» |
Май
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 неделя |
«Камни, песок» |
Научить узнавать и называть камень, песок. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. |
1. Рассматривание камней и песка на прогулке. 2. Эксперименты с камнями и песком. 3. Дидактическая игра «Чудесные фигурки». |
2 неделя |
«Экологическая тропинка» |
Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить еѐ. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе(о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелѐной аптеке). Упражнять в практической помощи природе(уборка мусора, лечение деревьев). |
1. Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу». 2.. Целевая прогулка по экологической тропинке. 3. Подвижная игра «Раз, два, три- к дереву беги». |
3 неделя |
«Растения на территории детского сада» |
Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам. |
1. Наблюдение за растениями. 2. Дидактическая игра «Угадай растение». 3. Чтение стихотворений. |
4 неделя |
«Насекомые- наши помощники». |
Дать элементарные знания о жуках(майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках(крапивница, капустница). Показать пользу насекомых.. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. |
1. Наблюдение за насекомыми на прогулке. 2. Лепка «Зелѐная гусеница». 3. Дидактическая игра «Летает – не летает». 4. Отгадывание загадок. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника